Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Его имя вошло в историю педагогики

11.04.16

31 марта в день 90-летия нашего земляка П. С. Гранкина во Дворце детского и юношеского творчества прошёл «круглый стол», в ходе которого педагоги познакомились с опытом работы и судьбой своего выдающегося коллеги. Пётр Сергеевич родился в селе Вязово, в крестьянской семье в 1924 году, скончался в 1994 в Туле, похоронен в родном селе на высоком берегу Красивой Мечи.
Фронтовик. Офицер. Большевик.
Пётр окончил Октябрьскую семилетнюю школу, затем продолжил обучение в Шиловской средней школе. На фронте в 1942 году офицер Гранкин вступил в партию большевиков. В послевоенные годы преподавал в родной Октябрьской школе, находившейся в Стрелечьей Поляне. В 1949 году стал её директором. Без преувеличения можно сказать, что он был выдающимся педагогом и организатором, оставившим заметный след в истории отечественного образования.
Именно на берегах Красивой Мечи в 50-е годы была создана первая в СССР группа с продлённым днём в школе. Попытки ввести «продленку» предпринимались в СССР ещё в годы нэпа. Но тогда сложное экономическое положение страны не позволило внедрить ее в широкую практику.
Кроме экономических трудностей было немало организационных. Требовалось разработать и апробировать педагогические методики таким образом, чтобы эффективность новой для своего времени педагогической системы стала очевидна для всех коллег и руководителей народного образования.

DSC04781
Личный пример
В том, что этого удалось добиться, несомненная заслуга Петра Сергеевича Гранкина и возглавляемого им педагогического коллектива. Как всё это происходило год за годом, в увлекательном и очень интересном докладе рассказала преподаватель математики Октябрьской школы Светлана Николаевна Шаталова. Гранкин, прежде всего, показывал образцовый личный пример и своим коллегам, и ученикам. Всегда по — офицерски аккуратно и опрятно одетый, он умел поддерживать в школе образцовую дисциплину, пользуясь при этом огромным уважением. Если высказывал неудовольствие, то наедине.
Зато мог как следует отругать. Хвалил щедро и при всех. Каждый день в школе начинался с торжественной линейки, на которой подводились итоги предыдущего дня. Непременно каждому имениннику директор вручал подарок.
Руководство районного отдела образования нередко направляло в Стрелечью Поляну на перевоспитание к Петру Сергеевичу педагогов, подружившихся с «зелёным змием». Он прилагал немало сил, чтобы школьники интересовались научной работой. При содействии совхоза «Козьминский» было организовано подсобное пришкольное хозяйство. Постепенно развиваясь и расширяясь, оно приобрело масштабы: в нём были 10 коров, лошадь, трактор и грузовик. Дети работали в этом хозяйстве и в летние каникулы, оно же обеспечивало продуктами питания школьную столовую.
Излишки продукции продавались населению, а на вырученные средства приобретался школьный инвентарь и игрушки. Работой подсобного хозяйства руководила преподаватель биологии Лидия Макаровна Острикова. Она завершила педагогическую деятельность в 83 года.
Группа продлённого дня как педагогический метод оказалась очень востребована в Советском Союзе в 50-60-е года. Когда шло послевоенное восстановление экономики страны, во многих семьях младших школьников просто не с кем было оставить дома. В городах дети попадали под влияние улицы. Однако задачей групп продлённого дня был не только банальный пригляд за детьми. Правильно организованная работа позволяла значительно повысить успеваемость. В школе работало очень много кружков, но в них не допускались те, кто учился на двойки и тройки.
На приёме у румынского короля
Сам Петр Сергеевич, по воспоминаниям коллег и учеников, был настолько талантлив в самых разных областях, что школьникам порой казалось, что он умеет буквально всё. Педагог как музыкант-самородок умел играть на многих музыкальных инструментах, обладал редким талантом рассказчика.
Часто вспоминал про свои военные годы. Его рассказы бывали и печальными, и весёлыми, но всегда поучительными.
Однажды он поведал ученикам, как в годы войны в составе делегации советских офицеров попал на приём к румынскому королю и испытал значительные трудности с тем, как правильно пользоваться столовыми приборами за столом. Тогда его слушатели всё-таки убедились, что их директор умеет, увы, не всё.
Зачастили доктора и академики
За бесценным опытом в Стрелечью Поляну стали приезжать доктора педагогических наук и академики, которые подолгу жили в ней, присутствовали на занятиях, изучали работу Петра Сергеевича, чтобы впоследствии распространять его опыт по всему Советскому Союзу. И сам Гранкин не чурался постоянно учиться: сначала в Ефремовском педучилище, потом в 1957 году окончил Московский заочный пединститут, затем аспирантуру при научно-исследовательском институте теории и истории педагогики.
Защитил диссертацию по теме: «Педагогические проблемы сельской восьмилетней школы с продлённым днём» (научный руководитель-доктор педагогических наук Е. И. Перовский). Работал в Курском, Владимирском, Ярославском педагогических институтах. С 1966 года — кандидат педагогических наук. Трудился на кафедре педагогики Владимирского пединститута, развивал идеи, изложенные в своей кандидатской диссертации, руководил экспериментальной работой в учебных заведениях города и области по проблеме «Управление учебным и воспитательным процессом в школах с продленным днём».
Награждён орденами Отечественной войны
II степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, медалями «За отвагу», «За победу над фашистской Германией». Отличник народного просвещения.
Председатель комитета по образованию Лидия Дмитриевна Пушкарёва вручила награды педагогам Октябрьской школы. В их числе была и Раиса Алексеевна Шаталова. Она работала в школе пионервожатой в те годы, когда директором был Петр Сергеевич Гранкин.

пионервожатая

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.